Парк «Музей Музеич Ж»

NID 82008-035002 keyword: mmzh

Я в Одессе не знаменитость,
я – достопримечательность.

(М. Ж.)

}|{ 

Музей Музеич Ж

Проект концептуального парка-выставки
литературных и философских
достижений одесского мыслителя

Версия 0.2008 от 2020-08-12

Разработка: Евгений Прудкий

Концепция ©️ 2019-20 Eugene Prudky, Nasnaga.com

Все упоминаемые в проекте цитаты принадлежат Михаилу Жванецкому, если не указан иной автор.


Музей Музеич Ж – это проект постоянно действующей поднебесной выставки-музея на открытом парковом пространстве. Благодаря общедоступности экспозицию смогут посещать максимальное количество жителей города и гостей.

Общее описание идеи проекта

Особенности парка-выставки

  • Активное участие посетителей в осмотре территории
  • Парадоксальные экспонаты
  • Использование игровых элементов
  • Часть экспонатов, требующих особых условий хранения, могут быть размещены в крытом помещении
  • Выставка может стать важной достопримечательностью города и одним из его знаковых мест

Цели и миссия

  • Создание отличного настроения уважаемым гостям Музея Музеича
  • Ознакомление с фактами про жизнь Михаила Жванецкого и его эпоху
  • Популяризация критического и творческого мышления, присущих ММЖ
  • Продвижение ММЖ как философа
  • Получение смехотерапевтического эффекта

Аудитория

  • ВСЕ!

Режим работы

  • Каждый день
  • Круглосуточно (при обеспечении охраны)

Правила посещения

  • Вход только для людей с чувством юмора
  • Территория парка-выставки – зона, свободная от курения и других вредных привычек

Варианты финансирования

  • Городской бюджет
  • Спонсоры и меценаты
  • Краудфандинг
  • Предоставление коммерческих услуг, сопутствующих теме парка-выставки
  • Прибыль от продажи сувениров и сопутствующих товаров
  • Направление прибыли от связанных заведений (кафе, ресторан, гостиница)

Детализации

Экспозиция парка-выставки может формироваться постепенно, по мере поступления работ. В этом разделе приведены предложения по созданию различных экспонатов, авторами которых могут выступить совершенно разные художники, скульпторы и другие творческие люди.

Особенности оформления пространства выставки

    • Над головами посетителей можно натянуть тросы, которые будут символизировать любимые Жванецким нити (цитата: “Ненавижу цепи. Обожаю нити.”). К местам пересечений «нитей» могут быть подвешены плоскости (листы бумаги или из более долговечного материала) с названиями всех рассказов Жванецкого.
    • При входе разместить на заметном месте лозунг авторства ММЖ “Юмор – это демократия. Юмор – это свобода. Юмор – это терпимость.”
    • Табло (или индикатор другого типа) со счётчиком слов, рассказов, написанных автором, а также тиражей книг.
    • «Облако» самых часто употребляемых слов в произведениях Жванецкого.
    • Часть экспозиции может быть размещена в старом списанном трамвае, который можно назвать «Трамвай времени» – с помощью дисплеев и/или проекции можно имитировать смену декораций за окнами трамвая, демонстрируя виды Одессы в разные десятилетия XX и XXI веков
  • Использование видеоматериалов на экранах
    • Архивные видеозаписи с концертов
      • В исполнении самого Жванецкого
      • В исполнении других знаменитых артистов
    • Афоризмы и отрывки рассказов, зачитанные знаменитостями и простыми людьми специально для Музея Музеича
  • Кресла для размышлений – одиночные посадочные места в специально отведенном спокойном уголке выставки; места могут быть выполнены из твердых материалов (камень, железо и др.), но иметь вид мягкой удобной мебели; задача – дать посетителям посидеть в таком “кресле” несколько минут и задуматься над увиденным на выставке.
  • На территории выставки может быть выделено место для проведения мероприятий – небольшая сцена и посадочные места напротив. Такая сцена может использоваться в том числе как “Место для чтения” (см. соответствующее описание).

Структура (зонирование) экспозиции

Описаны зоны/секции, на которые могут быть разделено пространство или которые могут размещаться в помещениях.

  • Самое важнецкое про Жванецкого
      • Время и место рождения
      • Юмороскоп – пародия на астрологический круг (гороскоп), в котором внутренние линии образуют букву Ж и соединяют между собой названия главных качеств сатирика
      • Детство и образование
      • Рождение звезды (становление как писателя)
    • Признаки времени (cопоставление фактов биографии и творчества с событиями в стране) – каждое десятилетие представлено телевизором соответствующего времени и другими предметами, символизирующими соответствующий исторический период
      • Жванецкое время: 1960-е
      • Жванецкое время: 1970-е
      • Жванецкое время: 1980-е
      • Жванецкое время: 1990-е
      • Жванецкое время: XXI век
  • Жванецкий в Одессе, Одесса в Жванецком
      • Дом, в котором родился Миша
      • Студенческие годы
      • Бульвар своего имени
  • Жванецкий и женщины: «О женщинах со мной можно говорить всегда»
  • Философские формулы Жванецкого: «Ничего нет лучше жизни. А юмор – это жизнь.»
  • Сатира в жизни людей, юмор и общество
  • Практическая смехотерапия: «Смех – физкультура души»
    • Интересные факты о влиянии смеха, юмора на организм
    • Шуточный прибор для измерения уровня остроумия

Приблизительный список возможных экспонатов

  • Оригиналы и копии рукописей
  • Фотографии из личного архива
  • Виниловые пластинки, магнитофонные кассеты, видеокассеты с записями выступлений
  • Аналог или копия портфеля Жванецкого
  • Другие предметы и аксессуары, принадлежавшие МЖ в разное время (ручки, одежда, очки…)
  • Карикатуры по мотивам творчества Жванецкого с выставки-конкурса, проводившегося в Одессе
  • Скульптурные композиции и картины по мотивам творчества ММЖ, которые могут быть созданы специально для Музея Музеича (детальнее – см. ниже)

Стенды с фотосвидетельствами

  • Жванецкий и животные: отдельный стенд с фотографиями питомцев, которые жили и дружили с ММЖ
  • Фотографии из ставшего популярным в YouTube-эпоху короткометражного фильма «Трезвый подход» (1974, в серии «Фитиль», с участием Евгения Леонова), снятого по рассказу ММЖ «Пить вредно»
  • Миша и Алла – фотографии о дружбе Жванецкого с Пугачевой

Композиции (в т.ч. интерактивные) и другие экспонаты

Даны общие описания предлагаемых объектов. Конкретное воплощение зависит от фантазии непосредственных авторов композиций.

  • Песочные часы с колбой, повторяющей женские формы, и наполненные песком с любимого пляжа Жванецкого – как символ одних из наиболее частых тем в творчестве ММЖ (время, женщины, Одесса); часы могут быть высотой 1.5 м и больше, но при этом механизм крепления должен позволять легко их переворачивать; при невозможности реализовать песочные часы в крупном формате, можно использовать и небольшой размер – при этом объект должен быть установлен на подставке
  • Композиция, составленная из разбитых часов и порванных календарей – как символ протеста МЖ против подсчета времени, подведения итогов, определения периода старости (цитата: “Чтобы помолодеть, надо сделать следующее. Нужно не знать, сколько кому лет. А сделать это просто: часы и календари у населения отобрать…”, “И праздник не по календарю, а по настроению.”, “Понедельник – суббота, понедельник – суббота? Жить когда?..”, “…будучи большим противником дат, юбилеев, годовщин, паспортов, удостоверений и фотографий, никак не желаю подводить итоги, ибо после этого как-то неудобно жить дальше”)
  • Сила ума (спортивный тренажёр, в котором плиты-грузы для тренировки заменены на книги) – как реализация метафор о силе книг и тренировке ума, как воплощение фразы «Смех – физкультура души», как символ парадоксальности творчества Жванецкого (образ писателя слабо коррелирует со спортом, но почему бы и нет)
  • Дерево, сделанное из старых книг – как воплощение идеи из рассказа «Вперед» о возвращении в природу ресурсов у нее взятых (цитата: “С газеты на матрицу буквы снова перевести – в свинец переплавить. Свинец вывезти на Среднерусскую возвышенность и снова закопать – снова гору возвести по фотографиям. Дрова в деревья перевести, нейлон – в уголь, уголь – в шахты. Воду из чайников в реки вылить.”)
  • Овца в тулупе – другое воплощение из рассказа «Вперед» (“Костюмы наши распустить, свалять, стриженым овцам сшить тулупы и надеть на них с извинениями”), может быть символом предсказанного Жванецким тренда бережного отношения к природе
  • «Спираль Жванецкого» – шуточная скульптура по цитате “Сейчас по прямой не доберешься. А если доберешься – не достучишься, если достучишься – не добьешься, если не добьешься – выгонят. И я передвигаюсь вот так, по спирали вверх. Из нижней точки перейдя в точку рядом, оттуда – обратно, но уже чуть выше, оттуда снова вправо, затем чуть выше и через два года возвращаюсь в исходное место, но настолько выше, что все не могут понять, где ж это я так вырос.”
  • Отпечаток лба ММЖ – с возможностью прикоснуться не только руками, но и примерить свой лоб 🙂
  • Скульптурная группа спортсменов, выполняющих общественно полезную работу – например, футболист с асфальтным катком, балерина с электрогенератором, марафонец с мешком зерна и т.д. (по мотивам рассказа «Сосредоточенные размышления»)
  • Костюм, сшитый хирургом – по мотивам рассказа «Доктор, умоляю…»
  • Телевизор путешественника – по мотивам рассказа “Клуб кинопутешествий”, может представлять собой телевизор с вентилятором и кровать с парусом (цитаты: “И вдруг налетает ветер из телевизора – как даст прямо в лицо, с брызгами. Ну там инструкция есть: ведро воды сзади в телевизор заливаешь с утра, на ведро воды пачку соли за семь копеек и ветродуй для морского колорита.”, “От телевизоров – рычаги к кроватям. Операторы на студии управляют всеми кроватями, пока людей просто выворачивать не начинает.”)
  • Водяной фонтанчик в виде газовой горелки – как символ парадоксальности жизни в советские времена; по мотивам рассказа «Тщательнее» (цитата: “И если дома из газовой горелки вода пошла, а из водопровода – газ, ни на чьи нервы не действуем, ни до кого этот метод не доходит, кроме своего, такого же невообразимого, что у бочки греется под этот рассказ.”)
  • «Памятник» животу – по цитатам “Живот появляется первым, куда бы ни пришел. Ведет себя нагло. Мешает. Хотя кому-то служит полкой для рук.”, “Итак, самое вкусное у нас – живот. Я теперь его берегу. Приятно носить такое лакомство.”, “А этот перелил из бутылки в живот, из живота – в канализацию и был счастлив дважды.”, “Книга, задвигаемая животом.”
  • Светофор свободы с тремя горящими огнями (“Наша свобода напоминает светофор, у которого горят три огня сразу”) – как вариант возможна пародия на американскую Статую свободы, у которой в одной руке вместо факела этот самый светофор, а во второй руке книжка произведений Жванецкого
  • Дерево с женской одеждой, развешенной на ветвях – по цитате “Весна. Одеваются деревья, раздеваются женщины.” из рассказа «Ко Дню юмора»
  • Жванецкий на танке – по мотивам рассказа «Броня моя»
  • Весы «Сила искусства» – скульптурная композиция в виде рычажных весов, на одной чаше которых лежит нечто символизирующее тяжесть (например, большая гиря), а на второй чаше – лист бумаги с произведением Жванецкого (вторая чаша перевешивает)
  • Паук Исаак – по мотивам рассказа «Маленькие домашние» (цитата: “У меня живет паук по имени Исаак. Работяга. Поставишь ведро – тут же привяжет к умывальнику. Письменный стол – к трубе. Сковородку – к газовой духовке. Меня привязывает к стулу и письменному столу: «Сиди, пиши, чего ты носишься!..» Исаак… Хозяин!”)
  • Кот Тихон, влюбленный в холодильник – по мотивам рассказа «Тишка-Тихон-Тишка»
  • Человек-«сова» (творческая скульптура) – символ ночной работы по мотивам рассказа «Лучшее время суток» (цитата: “Наконец-то впереди ночь – 7-8-9 часов свободы, одиночества, наслаждение книгой, мыслью, любовью. <…> Читать… Но ведь можно и писать. Но самое удивительное, что можно и не писать, и не читать.”)
  • Часы чиновника, на циферблате которых вместо цифр только надписи “Обед” и “Домой” (цитата: “Цивилизованный чиновник называет проблему и путь её разрешения. Наш – сообщает проблему и, очень довольный, уходит обедать.”

Интерактивные элементы экспозиции

    • Место для чтения
      • Посетители Музея Музеича смогут публично (для других посетителей выставки) читать вслух рассказы и фрагменты рассказов, которые будут записаны на видеокамеру и добавлены в медиаархив выставки.
      • Администрация выставки может определять лучшие записи и вручать призы по итогам месяцам или года; также видеозаписи с лучшими прочтениями могут быть опубликованы на официальном сайте выставки (эти правила должны быть описаны и размещены рядом с объектом).
      • В темное время суток место для чтения может подсвечиваться светом, имитирующим сценический прожектор.
  • Фотозона – место для фотографирования…
    • …с копией портфеля Жванецкого
    • …с раками по пять и по три
    • …с картонной фигурой Аваса Горидзе
    • …лёжа на правильном пути (рядом с табличкой «Правильный путь») – цитата: “Мы лежим, сидим, валяемся, но на правильном пути”
  • Как вы это понимаете? – предложение посетителям высказать через компьютерный терминал и специальный опросник свои мнения про интерпретацию фраз ММЖ, например:
    • То жизнь против нас, то мы против жизни.
    • Жить – это подняться и опуститься.
      И жить дальше, имея в запасе эту высоту.
    • Раньше смехом корчевали, теперь удобряют всякие гадости.
    • Все борются с плесенью, хотя надо бороться с сыростью.
  • Сам себе Жванецкий
    • Посетитель получает из лототрона или на экране несколько случайных слов и связок в стиле ММЖ, из которых нужно с помощью добавления других слов составить свое высказывание в стиле Жванецкого.
  • Оракул, выдающий каждому желающему «предсказания» на основе цитат из рассказов Жванецкого – в виде распечаток или с помощью воспроизведения аудиозаписей; возможно за небольшое вознаграждение.

Интерактивные/игровые задания для посетителей

  • Букволовля
    • На территории выставки в различных местах посетители смогут находить «рассыпанные» буквы (количество букв – от 25 до 50).
    • Задача посетителя в том, чтобы записывать или фотографировать эти буквы и затем составить из них афоризм Жванецкого (что и является призом в данной игре).
    • Сами буквы могут быть воспроизведены в разных размерах и разными способами исполнения (нарисованные или отлитые как скульптурки) и иметь общие признаки, например, каждая буква может быть «одета» в кепку.
  • Викторина на знание творчества ММЖ
    • С готовыми вариантами ответов (три-четыре варианта ответа, один из них правильный)
    • Без вариантов – нужно закончить фразу текстом Жванецкого или придумать свою неожиданную концовку
  • Игра «Жванецкий где?» (вариант: «Так сказал Жванецкий?»)
    • Цель игры – определить, какие высказывания из предложенных принадлежат именно ММЖ, а не другим авторам (требуется подготовить базу таких высказываний, в которых будет примерно поровну цитат из Жванецкого и цитат из других авторов жанра).
  • Литературный пазл
    • Для подготовки пазла короткий рассказ (или фрагмент рассказа, особенно интересны диалоги) из творчества ММЖ раскладывается на отдельные предложения или абзацы.
    • Затем фрагменты перемешиваются – посетителям дается задание восстановить их в правильном порядке.
  • В каком году это произошло?
    • На экране показывать посетителям факты из биографии Жванецкого (появление миниатюр, выход книг и другие события) и предлагать угадать год, к которому относится каждый факт – из списка нескольких вариантов или указанием конкретного года; для самых точных знатоков предусмотреть призы.

Содержимое персонализированной распечатки

Каждый посетитель по окончанию просмотра выставки сможет получить прямо из “портфеля Михал Михалыча” персонализированную распечатку с интересной информацией (для этого нужно создать специальную имитацию портфеля, в которой будет спрятан принтер – из щели в створках “портфеля” будет появляться распечатанный лист бумаги, возможно на специальном бланке).

  • Важнейшая информация о выставке и ее сайте
  • 10 случайных цитат из базы данных
  • Пожелание на будущее
  • Избранный рассказ

Анкета посетителя для исследования аудитории

Анкета позволяет собирать статистику, мнения посетителей, которые могут быть использованы в будущем для внесения изменений в экспозицию и в различные аспекты деятельности выставки. Ниже примеры вопросов:

  • А вас как зовут?
  • Оценка Музея Музеича
  • Впечатления для гостевой книги
  • Идеи и предложения
  • Вопросы по мотивам текстов Жванецкого – на основании ответов можно собрать статистику и позже представить ее посетителям Музея Музеича (ниже примеры вопросов)
    • И всё-таки, какие раки лучше? По пять, но большие? Или по три, но маленькие?
    • Где находится «точка между грустным и смешным, когда жизнь становится искусством»?

Возможные сувениры

  • Премиум-сувенир от Музея Музеича – комплект материалов:
    • Буклет о выставке
    • Факсимиле одного из рассказов Жванецкого
    • Эксклюзивный магнит, продающийся только в комплекте
    • Эксклюзивная книжная закладка
  • Книги, в т.ч. сборники рассказов
  • Избранные рассказы, напечатанные на плотной бумаге (возможно с автографом автора)
  • Цитаты/афоризмы в рамках различного размера (от магнитов на холодильник до больших транспарантов)
  • Оттиски копий рукописей Жванецкого
  • Коньяк «Жванецкий»
  • Магниты и другие сувениры в виде легендарного портфеля
  • Ручки писательские, освященные вдохновением
  • Блокноты, в т.ч. с цитатами ММЖ на страничках
  • Справка о хорошем настроении (форма ХН-9) и другие формы справок
  • Сертификат о прохождении курса сарказмотерапии

Возможные коммерческие услуги

  • Субаренда отдельных территорий парка-выставки (для проведения разовых мероприятий – фестивали, концерты и т.п.)
  • Заказ цифровой распечатки персонализированных сборников рассказов или афоризмов ММЖ
    • по тематическому принципу
    • по периодическому принципу
    • по случайному принципу
  • Выдача сувенирной медали “Друг Музея Музеича” тем, кто сделает значительный спонсорский вклад в финансирование выставки

Планируемое содержимое официального сайта выставки

  • Информация о парке-выставке для посетителей – местоположение, режим работы, правила и условия посещения
  • Медиагалерея – панорамные фотографии места проведения выставки
  • Публикация лучших видеозаписей прочтения произведений Жванецкого посетителями
  • Материалы для СМИ

 

Копия страницы с фиксацией даты публикации